Далее на радио
Статьи
В былинном эпосе, посвященном защитником отечества, особо выделяется богатырская троица – Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Заметим, что такое их количество не случайно, тройка всегда считалась у славян священным числом. Младшим из витязей принято считать Алешу Поповича. Прототип его, известный ростовский боярин Олеша (Александр) Попович жил в 13-ом веке, Илья Муромец и Добрыня, соответственно, в 12-ом и 10-ом. Оба они и в былинах отличались недюжинной силой. В противовес этому, в былинном Алеше главное не сила, а его находчивость, удаль, хитроумие, смекалка. Интересно, что реальный Олеша Попович был как раз очень сильным и опытным воином, прославившимся своими поединками.
Как мы помним, в действительности встреча богатырей Алеши, Ильи и Добрыни (если подразумевать исторические прототипы их образов) состояться не могла, их разделяли века. Но в былинах все эти разные времена соединяются в одно целое.
Былинный Алеша Попович – это собирательный фольклорный образ, он соединил в себе множество черт, присущих не только младшим богатырям-воинам. Так, во время его рождения слышатся раскаты грома, а сам младенец-Алеша просит пеленать его не пеленами, а кольчугою. Получив желаемое, он просит у матери благословения и идет гулять по белу свету. Оказывается, что он уже умелый всадник, владеющий копьем и другим оружием. Все это больше характерно для образа богатыря-мага Вольги Святославовича. Кстати, имя жены молодого богатыря – Алена, созвучно его собственному имени – Алеша. Но именно так звали и жену Вольги.
Некоторые исследователи (например, В.В. Каллаш) считают, что ряд сюжетов сближает Алешу Поповича с другими легендарными личностями, в частности, со знаменитым Александром Македонским, поскольку тот в поединке с Пором использовал ту же хитрость, что и Алеша в битве с Тугарином.
Это вообще один из самых архаичных былинных сюжетов. Тугарин грозит витязю задушить его дымом, засыпать искрами и огнем-пламенем, в результате Алеша самого его развеивает по чистому полю.
Заметим, что знаменитая история о том, как Алеша Попович, распространив ложный слух о гибели своего побратима Добрыни, чуть было не женился на его жене Настасье, тоже очень напоминает один из общемировых «кочующих сюжетов». Ведь почти точно такая же история происходит с женою Одиссея. В обоих сюжетах муж, будучи неузнанным, оказывается на свадебном пиру, в результате правда торжествует и все становится на свои места.
Между Алешей Поповичем и Ильей с Добрыней, кстати, существует определенное сходство, правда, не в характерах богатырей, а в приключениях. Некоторые сюжеты почти полностью повторяют друг друга. Например, истории о змееборстве и Добрыни, и Алеши практически одинаковы. Противником младшего из богатырей, как мы помним, выступает Тугарин. Одни ученые (такие как А.Н. Веселовский) считают его реальной исторической фигурой – половецким ханом Тагарханом. Есть и противоположная точка зрения (М.Г. Халанский и др.), согласно которой этот образ целиком мифический и является отголоском очень древних преданий о борьбе сил Света (Солнца) и Тьмы, которая воплощена в чудовищном Змее.
С течением времени образ Алеши Поповича существенно меняется. Если в старых былинах подчеркиваются, прежде всего, его смелость, дерзость и находчивость, то в более поздних он уже горделив, заносчив, в бою действует больше хитростью, очень ловок, увертлив. Это проявляется и в былинах, посвященных встрече богатырей, и в других сюжетах. Со временем появляется в нем и еще одна черта – он становится (по определению Веселовского) «женским пересмешником». Причина такой трансформации, возможно, кроется в его прозвище и в отношении народа к поповскому сословию вообще. В позапрошлом веке это нашло отражение в «Сказке о попе и его работнике Балде…» А.С. Пушкина, в которой поп изображается жадным и недальновидным, а все симпатии слушателя – на стороне веселого и смекалистого Балды.
А теперь давайте поближе познакомимся с одним из главных прототипов нашего героя, ростовским богатырем-воином. Мужество этого витязя упоминается в летописях, в которых его называют «знаменитым храбром» (то есть, отборным, редких качеств воином). Сначала боярин Попович был на службе у князя Всеволода Большое Гнездо, а затем – и у его сына Константина Всеволодовича. Александр (Олеша) Попович (ростовский) прославился своими поединками, сразив в них не менее прославленных воинов. К сожалению, свою доблесть ему пришлось проявить и во время междоусобных войн, которые в те времена случались часто. В 1218 году боярин Попович уезжает ко двору киевского князя Мстислава Старого, вместе с которым погибает во время знаменитой битвы при Калке в 1223 году.
Кстати, в таких былинах как «Алеша Попович и Тугарин», «Добрыня и змей» прямо указывается отчество героя – Леонтьевич. А в первой из них говорится, что он «сын попа Леонтия Ростовского». Сохранились рукописи Артынова, в которых описывается Ростовский уезд. Проанализировав их, исследователи пришли к выводу, что родиной Алеши Поповича можно считать нынешнюю деревню Селище Ростовского района Ярославской области.
Правда, некоторые ученые (В. Иванов и В. Топоров) считают, что образ боярина Александра Поповича (о котором сохранились и местные, ростовские предания), наслоился на гораздо более древний сюжет, в котором прослеживаются даже какие-то отголоски природных стихий. Но в этом нет ничего удивительного – в народном сознании история о знаменитом ратоборце легко соединялась в единое целое с более древними сюжетами, это как раз и есть одна из особенностей былинного эпоса.
Образ былинного Алеши Поповича сегодня широко известен благодаря не только знаменитой картине Васнецова, но и анимационным фильмам о приключениях богатырской троицы, которые пользуются сегодня популярностью (особенно у юного зрителя). Так, только один фильм из серии питерских компаний СТВ и «Мельница» – «Три богатыря на дальних берегах», собрал за 4 недели проката 28,3 миллиона долларов при бюджете в десять раз меньше, заняв первое место по посещаемости на первой же неделе, да и после успешно конкурировал с «Хоббитом» и «Жизнью Пи». Отметим, что до этого ни один полнометражный отечественный мультфильм не добивался такого успеха.
Эту серию часто вполне справедливо критикуют за то, что многое в ней сделано по голливудским лекалам, что приключения богатырской троицы лишь отчасти повторяют сюжеты былинного эпоса, что некоторые образы иногда неоправданно комичны, да и характеры богатырей часто далеки от описанных в первоисточнике. Но необычайный успех, которым пользуются эти анимационные фильмы у зрителя – свидетельство огромного интереса к теме Древней Руси, к древним корням и многовековым традициям наших Предков.
Поделиться
Нам очень важны ваши мысли по поводу развития проекта.
Мы постараемся учесть ваши пожелания и, при необходимости, свяжемся с вами!