Далее на радио
Статьи
Идут времена, сменяются целые эпохи. Но что мы видим сегодня? Сведений о славянах сегодня сохранилось мало. Хотя так ли это? Мы убедились в обратном. О чем и решили поведать вам в серии статей «Великие о славянах». Сегодня речь пойдет о средневековых европейских источниках.
Если в античные времена мы лишь в редких источниках встречаем славянские народы под их собственным именем, то уже средневековые авторы о Славянах пишут довольно подробно, причем, употребляя именно это самоназвание, и даже пытаясь объяснить его происхождение, в том числе, и от «Славы» или «Слова».
Вопреки ожиданиям, есть свидетельства европейских средневековых ученых и о некириллической письменности Славян.
Так, немецкий хронист Титмаp Мерзебургский (975—1018 гг.), приводит описание надписей, выполненных «особыми, не геpманскими pyнами», и сообщает, что в славянском хpаме Ретpы, расположенном в землях лютичей,
Это неудивительно, ведь в средневековые времена, как и в античные, практически никто не сомневался в скифских корнях славянских народов. А многие скифские племена, если вспомнить свидетельства Геродота и других древнегреческих авторов, владели письмом, некоторые из них считались образованнейшими людьми своего времени, да и сами древние греки свой алфавит заимствовали у пеласгов, которых большинство ученых относит к славянам-ариям. Этот факт вынуждены были признать даже такие славянофобы, как упомянутый в предыдущих статьях Шлёцер.
Шли столетия, а представления историков по этому вопросу не менялись.
В подтверждение сказанного приведем слова венецианского историка и писателя Бернарда Юстиниана:
А ведь Бернард Юстиниан свою книгу «История Венеции» написал в 1495 году, то есть, со времен Геродота прошло около двух тысячелетий. Но вплоть до этого времени, и позднее, спустя несколько столетий, между словами Скифь и Русь ставят знак равенства.
Нам зачастую рисуют образ забитых и полуголодных славянских племен, влачащих жалкое существование. Однако, дважды посетивший Русь (в 1124 – 1127 годах) Епископ Оттон Бамбергский не скрывает ее достаток: « Изобилия рыбы в море, реках, озерах и прудах настолько велико, что кажется просто невероятным. На один денарий можно купить целый воз свежих сельдей… По всей стране множество оленей и ланей, диких лошадей, медведей, свиней и кабанов и разной другой дичи. В избытке имеется коровье масло и овечье молоко, баранье и козье сало, мед, пшеница… всякого рода овощи и фруктовые деревья, и будь там еще виноградные лозы, оливковые деревья и смоковницы, можно было бы принять эту страну за обетованную, до того в ней много плодовых деревьев…»
Оттон Бамбергский
Живший в том же XII веке немецкий историк Оттон Фрейзингский подтверждает сведения Патриарха Фотия о роли славян в закате Рима: «Именно славяне положили конец Римской Империи в Италии. Если Кир знаменит тем, что покорил халдеев, Александр Великий - тем, что подчинил Персию, римляне прославились благодаря уничтожению монархии в Греции, тем больший почет и славу заслуживают славяне за то, что положили конец римской гордости».
Отто Фрейзингский
В трудах средневековых авторов о Славянах есть много интересных страниц, которые, по мнению некоторых современных исследователей, подтверждают древность корней славянских народов. Так, чешский ученый Вацерад (XIII век), комментируя составленный тремя веками ранее этимологический словарь Соломона из Констанцы, приводит свои пояснения слова «Сарматы»:
О земле сербов говорится и в чешской рифмованной хронике начала XIII века, примечательно, что слово «серб» в немецком перевод этой хроники звучит как «винд», то есть «славянин».
Но ведь еще у античного ученого Птолемея встречаются упоминания сербов, живущих в Сарматии, равно как и город Сербиум, расположенный в Паннонии (именно там позднее находился славянский город Србац). То есть, одно из самых распространенных названий славянских имен встречается еще в I веке!
В размышлениях средневековых авторов о Славянах можно встретить и разные интерпретации названия «Славянин». Так, если упомянутый выше Бернард Юстиниан явно отсылает нас к «Славе», то польский историк Мартин Кромер (1512 – 1589), живший на рубеже позднего средневековья и начала эпохи просвещения, считал, что
Мартин Кромер
На рубеже, а по другой классификации – в самом начале эпохи просвещения писал свои труды и епископ Мавро Орбини. Они содержат настолько уникальные сведения о славянских народах, что мы решили посвятить им следующую статью.
Ищите все статьи серии «Великие о славянах» на нашем сайте.
Источники:
1.Касьянов Э. И. К вопросу о всемирно-исторической концепции Оттона Фрейзингенского // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Томск, 1964
2 Оттон Фрейзингенгский, Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Поделиться
Нам очень важны ваши мысли по поводу развития проекта.
Мы постараемся учесть ваши пожелания и, при необходимости, свяжемся с вами!