Далее на радио
Статьи
«Самобытность народного искусства особенно ярко
отражается в одежде, как повседневной,
так и праздничной»
Мировое признание
Русский стиль в одежде стал известен во всем мире, благодаря французскому кутюрье Полю Пуаре. В 1910 году он посетил Россию и был настолько поражен ее культурой, а в особенности традиционными нарядами, что год спустя создал коллекцию в славянском стиле:
платья с золотым шитьем,
длинные приталенные пальто с объемным цветочным рисунком,
узоры на посадских платках и шалях,
меховая оторочка нарядов,
пушистые шапки из ценного меха.
Все это настолько понравились французской публике, что на целое десятилетие это направление заняло лидирующие позиции в мире моды. Да и в дальнейшем к этому направлению обращались самые именитые дизайнеры.
С легкой руки Коко Шанель в моду вошли рубашки-платья с вышитым поясом и воротником, Ив Сен Лоран выпустил свою знаменитую коллекцию «Русские балеты», она имела огромный успех. Публику поразили:
боярские пышные юбки,
расписные платки,
жилетки из овчины,
пальто с набивным рисунком, имитирующим растительный орнамент,
белое вязаное платье-матрешка.
Национальное убранство России прочно вошло в мировую культуру, многие его элементы стали классикой стиля европейских столиц. Особым успехом пользовались вечерние головные наряды, выполненные в виде кокошника. Не обошел вниманием эту тему и знаменитый Пьер Карден, регулярно приглашающий российских мастеров и модельеров, работающих в традиционном национальном стиле, в свои проекты. Современные дизайнеры при создании своих авторских коллекций широко используют элементы жостовской росписи, гжеля, меховые шапки-ушанки и даже валенки.
Русская народная одежда
Русский стиль в одежде существовал, разумеется, задолго до того, как его прославили законодатели моды. Не утратил он актуальности и сегодня, фольклорные, этнические мотивы прочно вошли в повседневную жизнь, все так же популярны хохломские узоры, посадские шали, платки с тканым набивным рисунком. Шерстяные, хлопковые, а позднее и шелковые платки на Руси носили женщины всех сословий. То есть, платок был непременным атрибутом народного костюма.
Русская народная одежда отличается не только красотой и практичностью, но еще и легкостью кроя. Она не стесняет движений, хорошо пропускает воздух, очень практична и долговечна (праздничные наряды передавались из поколения в поколение), в ней все продумано, но весь этот рационализм сочетается с эстетичностью. Она подчеркивает красоту и стройность фигуры, но при этом скромна и целомудренна. Она идет людям всех возрастов и самых разных комплекций, поэтому присутствует даже в современном гардеробе. Длинный сарафан, рубашка, зимний кафтан, платок – это все исконная русская народная одежда.
В традиционном народном костюме широко использовалась тонкая ручная работа. Вышивка, затейливые узоры украшали сарафаны, поневы, рубахи. В сарафане отразились представления народа о красоте, женственности, семейных ценностях. Эти представления сложились в глубокой древности и свято хранились на протяжении столетий, особенно бережно чтили обычаи деревенские жители. После указа Петра, обязавшего все сословия, кроме крестьянского, носить европейское платье, даже простые горожане последовали этому указу. И только в деревне продолжали придерживаться прежнего образца.
Глубинные знания
Основой любого народного костюма была длинная рубаха прямого кроя. Обычно ее шили из домотканого полотна, считалось, что такое полотно само по себе обладает мощной защитной силой. Рубаху Предки носили с незапамятных времен. Чистая белая рубашка символизировала чистую совесть. По поверьям свою сорочку нельзя было продавать – продашь заодно и счастье. В материнские и отцовские рубашки заворачивали новорожденных, из них шили сорочки для подросших детей.
Женский наряд был многослойным. У каждого слоя было свое предназначение. Вышивка, как на женских, так и на мужских рубахах размещалась на рукавах, подоле, по плечам, иногда у горловины. Ее использовали в качестве оберега. Повседневная одежда отличалась от праздничной. Праздничный наряд напоминал царское облачение. Его символика была не случайна, она отражала представления Предков о Вселенной, о связи Земли и Небес. Эти космогонические представления отражались во всем. Чего стоили одни только головные уборы. Ставшие одним из национальных символов России кокошники украшались речным жемчугом, золотым шитьем, затейливыми кружевами, парчой. Общий силуэт выражал величавость, многозначительность, торжественность.
Все вышесказанное говорит об особом мироощущении народа, свято чтящего свои традиции, бережно сохраняющего бесценный опыт, накопленный предыдущими поколениями, их представления о смысле жизни и о красоте.
Поделиться
Нам очень важны ваши мысли по поводу развития проекта.
Мы постараемся учесть ваши пожелания и, при необходимости, свяжемся с вами!