Далее на радио
Статьи
О том, что славянские народы занимали обширные земли, писали многие древние авторы, начиная с античности. Оставлено также немало свидетельств об изобилии, плодородии и богатстве этих территорий. Нашим Предкам приходилось постоянно отражать набеги, вести продолжительные войны, отстаивая свою родную землю. Именно поэтому воинами у них были все мужчины, да и славянские женщины умели держать в руках оружие, так что, в случае необходимости, могли за себя постоять. Мальчиков сажали на коня в три-четыре года. В 12 лет они уже считались совершеннолетними, владели всеми видами оружия, отличаясь по этой части от своих отцов и дедов лишь опытом и мастерством.
«Воевать не числом, а умением», - говорил знаменитый полководец Суворов, не проигравший ни одного сражения. И именно так воевали наши Предки в глубокой древности.
Воинское искусство Славян было предметом восхищения многих историков и военных стратегов. Удивительная слаженность, маневренность, внезапность атаки сочетались с умением сливаться с природой, использовать особенности рельефа, бесшумно передвигаться, метко стрелять даже в темноте, ориентируясь на звук.
Густые темные леса, быстрые реки, тихие заводи, высокое степное разнотравье – все это использовалось для достижения цели, казалась, славянским воинам здесь помогала сама Природа. Об этом оставил подробные воспоминания византийский автор Маврикий (507 – 602 гг.) в знаменитом трактате «Стратегикон», который считается одним из самых известных исторических памятников, посвященных военной тактике и стратегии. Воинскому искусству Славян в трактате уделяется особое внимание:
«Сражаться со своими врагами Славяне любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах. на обрывах, с выгодой для себя пользуются засадами, внезапными атаками, хитростями, и днем, и ночью изобретая много разнообразных способов… Имея большую помощь в лесах, они направляются к ним, так как среди теснин они умеют отлично сражаться. Часто несомую добычу они бросают как бы под влиянием замешательства и бегут в леса, а затем, когда наступающие бросаются на добычу, они без труда поднимаются и наносят неприятелю вред. Все это они мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами с целью заманить противника».
Прокопий Кесарийский (490 (или 507 – 565 гг.), секретарь полководца Велизария (во времена правления Юстиниана) в своей книге «Война с готами» также утверждает, что славянские воины «привыкли прятаться даже за маленькими камнями или за первым встречным кустом и ловить неприятелей. Это они не раз проделывали у реки Истр».
Приведем из этой книги одну живописную сцену:
«И вот этот Славянин, ранним утром подобравшись очень близко к стенам, прикрывшись хворостом и свернувшись в клубочек, спрятался в траве. Когда подошел к этому месту гот, Славянин внезапно схватил его и принёс живым в лагерь».
Таким вот образом древние славянские воины брали «языка».
Из византийских источников мы можем почерпнуть и другие важные сведения о воинском искусстве Славян. Оказывается, наши Предки обладали великолепной инженерной подготовкой, в разнообразии способов форсировать реки превосходили «всех людей», в случае необходимости быстро мастерили лодки, умело действовали и на воде, и под водой.
«Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнутыми внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне реки, дышат с помощью них; и это они могут проделывать в течение многих часов. Так что совершенно нельзя догадаться об их присутствии», - заключает Маврикий.
Лагерь наши Предки всегда устанавливали на высоте, мастерски используя природную защиту – горы, скалы, холмы, реки. При этом старались, чтобы местность хорошо просматривалась, и к лагерю не оставалось скрытых подступов.
Если не удавалось избежать боя в «чистом поле», устраивали хитроумное оборонительное укрепление из повозок. Византийский писатель и историк Феофилакт Симокатта (580 – 630 гг.) приводит описание действий небольшого славянского отряда против римского войска: «Так как это столкновение… было неизбежным (и не предвещало успеха), то они, составив повозки, устроили из них как бы укрепление лагеря и в середину этого лагеря поместили женщин и детей». Из такого сомкнутого укрепления было удобно метать копья в противника, оно также служило хорошей защитой от конницы неприятеля. В дальнейшем такие крепости на колесах успешно использовали казаки.
Кстати, многие исследователи считают, что подобная тактика появилась еще в скифские времена. Укрепления из повозок стали прообразом знаменитых славянских Гуляй-городов, которые довольно быстро сооружались из прочных дубовых щитов, защищавших воина с двух сторон. Щиты устанавливались на колеса (зимой – на санные полозья), что позволяло легко изменять форму и размеры Гуляй-города.
Умение атаковать подкреплялось мастерством в обороне. Для этого использовались насыпные валы, в ход шел любой подручный материал.
Английский дипломат Джайлс Флетчер, приехавший Москву в 1589 году, утверждал в сочинении «О Государстве Русском», что подобные укрепления могли растягиваться на семь и более миль.
Гуляй-город, кстати, сыграл ключевую роль в легендарной битве при Молодях. Именно в такой передвижной крепости скрылся большой резервный полк (более 8 тысяч человек); скрытно выйдя из Гуляй-города, русские обошли татар с тыла, а потом, одновременно ударив с нескольких сторон, заставили их покинуть поле боя с огромными потерями. И это при том, что в русском войске было около 20 тысяч человек, а войско Давлет-Гирея было гораздо больше.
О боевом порядке славянских воинов тоже ходили легенды. В некоторых хрониках утверждается, что его не было вовсе. Однако, читая «Стратегикон» Маврикия, можно понять, что это не так. Просто этот боевой порядок отличался от византийского своей подвижностью, мобильностью; «…иногда они занимают очень крепкую позицию и, охраняя свой тыл, не дают возможности вступить в рукопашный бой, равно и окружить себя или ударить с фланга, или зайти к ним в тыл», пишет Маврикий. И тут же советует выстраивать против Славян не очень глубокий строй и атаковать со всех сторон.
Такой подвижный боевой порядок давал славянским воинам многие преимущества. Однако повторить его было сложно по многим причинам. Во-первых, войско делилось на родовые и племенные отряды, каждый из которых обладал большой самостоятельностью. Во-вторых, существовала грамотная система координации этих отрядов. И тут все решала не только дисциплина или продуманная система оповещения, но и сплоченность воинов, их длительная совместная тренировка, позволявшая довести многие действия до автоматизма. И, конечно, все это основывалось на личных боевых качествах каждого славянского витязя. Рослые, широкоплечие, бесстрашные – так описывали их противники. Мастерству ведения боя, как мы помним, их обучали с детства.
При штурме наши Предки умело использовали разнообразные лестницы, железные тараны, метательные машины, другие стенобитные и осадные приспособления.
Вот еще несколько примеров ведения боя с противником, превосходящим по численности.
В 551 году трехтысячный славянский отряд, переправился через Истр, что обеспокоило римских военачальников. Навстречу отряду было выслано большое войско. Славянский отряд разделился на две части. Римляне решили воспользоваться этим и уничтожить отряды поодиночке, однако последние внезапно с двух сторон атаковали и разбили врага.
Пятнадцатитысячный гарнизон византийской крепости Тойер тоже не сумел ничего противопоставить славянской военной тактике. Защитников гарнизона сначала выманили из крепости малыми силами, а потом, отрезав пути к отступлению при помощи умело замаскированной засады, с двух сторон атаковали и истребили преследователей, после чего взятие крепости оказалось лишь вопросом времени.
Славянский флот тоже был мобильным. При необходимости ладьи ставили на колеса, чем повергали противника в изумление.
Большое количество и многообразие приемов, как при атаке, так и при обороне или осаде обеспечивало нашим Предкам значительное преимущество. К этому нужно добавить умелую разведку, знание сильных и слабых сторон противника. Широко использовалась также психологическая атака. Так, в 860 году скрытно пришедшие с моря русы, высадившись у самых стен Константинополя, внезапно осадили византийскую столицу. Стоящие на плечах товарищей воины держали мечи, ярко сверкающие на солнце. Защитники Константинополя были потрясены этим зрелищем. В результате был подписан чрезвычайно выгодный для русского государства мирный договор.
Умело использовали славянские воины и символические действия – именно символический смысл вкладывался, прежде всего, русскими князьями, прибивающими щит на ворота Царьграда.
Воинское искусство Славян, почитая традицию, всегда прирастало новыми способами ведения боя. А многие современные боевые системы и навыки воинов-разведчиков выросли из древней традиции наших Предков и широко используются сегодня в спецназе.
Однако все это мастерство, заметим, имело под собою мощную духовную основу. Сила Духа – это то, без чего невозможно представить славянского воина, для которого Совесть и долг перед Родом всегда были важнее собственной жизни. Эти духовные традиции живут и сегодня в нашей родовой памяти.
Поделиться
Нам очень важны ваши мысли по поводу развития проекта.
Мы постараемся учесть ваши пожелания и, при необходимости, свяжемся с вами!