Далее на радио
Статьи
Сегодня речь в нашей статье пойдет о хоровой музыке и пении, мы разберемся в вопросах разновидности этого музыкального направления.
Русская хоровая музыка восходит своими истоками к песнопениям наших далёких Предков. Пение сопровождало славян в течение всей их жизни. Песенная культура влияла не только на быт славян, но и на обрядовую сторону их жизни. Только у славянских народов музыкально-певческий обиход был облачён как в самые простые формы, к примеру, девичье пение во время сенокоса, так и в необычные - живопение.
Именно живопение, или, проще говоря, волновое пение, и по сей день считается самой таинственной частью славянской певческой культуры. Это уникальный и древнейший способ целительства и духовного становления человека.
Славяне верили, что в процессе живопения волновые голосовые вибрации обретают волшебную силу, способную влиять не только на состояние человека, но и на окружающую его среду. Волхвы, понимая суть голосовых вибраций, не только исцеляли больных и гармонизировали их душевное состояние, но и воздействовали на стихии, изменяя погоду. В процессе живопения, голосовые вибрации, пронизывающие тело, способствовали восстановлению внутреннего энергетического равновесия, благодаря чему обреталось здоровье и радость, а вместе с ними и счастье.
В десятом веке, вместе с принятием христианства, на смену древней певческой культуре пришли византийские традиции церковного песнопения, но они не могли не обогатиться славянскими вокальными особенностями. Важную роль не только в организации богослужения, но и в создании неповторимого звучания, играло осмогласие — ладово-мелодичная система слияния голосов. Осмогласие, возникшее в Византии, на Руси со временем переродилось в совершенно непохожий ни на что тип вокального искусства, который получил название «знаменное пение» - это когда мужские голоса, звучащие в унисон, завораживают своей строгостью и возвышенностью.
Знаменный распев просуществовал более семисот лет - с XI по XVII век, вплоть до церковной реформы. Изменения тогда коснулись не только церковного уклада, но и хорового пения. Древняя певческая традиция под давлением реформаторов постепенно утратила свою силу и была вытеснена новым направлением, в котором многоголосье было заменено на двух или трёхголосье, названное строчным пением. Хранителями древнеславянской песенной культуры после XVII века стали старообрядцы, не принявшие церковную реформу. Именно благодаря им сохранились уникальные певческие традиции знаменного пения, демественного и путевого.
Новую жизнь русскому хоровому пению дал композитор Дмитрий Бортнянский. В конце XVIII века, взяв за основу традиции древних знаменных распевов, он создал, по сути, новый стиль, а его Концерт № 32 «Размышление» по сей день считается вершиной русской хоровой музыки. Этот возвышенный музыкальный стиль, формировавшийся в течение многих веков и возрождённый Бортнянским, стал основой для дальнейшего развития всей российской классической музыки.
Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825 гг.)
Немаловажную роль в сохранение древнерусских песенных традиций сыграло и казачество, исконно почитавшее традиции Предков. Максимально точно об особенностях и красоте казачьей песни написал в романе «Тихий дон» Михаил Шолохов: «Пели ее всегда в три-четыре голоса. Над густыми басами, взлетывая, трепетал редкой чистоты и силы тенор подголоска - дишкант. Басы еще не обрывали последние слова, а подголосок уже взлетывался над ними, и звуки, трепеща, как крылья белогрудого стрепета в полете, торопясь, звали за собой».
В завершение темы предлагаем посмотреть на нашем портале передачи о влиянии музыки на человека.
А также слушайте песни в исполнении славянских хоров из предложенного ниже списка!
Поделиться
Нам очень важны ваши мысли по поводу развития проекта.
Мы постараемся учесть ваши пожелания и, при необходимости, свяжемся с вами!