burger burger
paused play.png
music_played_mobile.png
  • Радио
  • ТВ-эфир

Далее на радио

  • Радио
  • ТВ-эфир

Статьи

Великие о славянах. Часть 7. Русские историки о Славянах

Истоки Славян, история Руси, ее древние корни во все времена волновали, в первую очередь, российских ученых, писателей, общественных деятелей. Наряду с западным вектором исторической науки, всегда существовали ученые-патриоты, для которых слова «Отечество», «Род», «Родина» были основополагающими, даже если за свои убеждения приходилось дорого платить. О них и пойдет речь в этом материале в продолжении нашей серии «Великие о славянах».

Многие русские историки о Славянах оставили многотомные труды. К сожалению, лишь небольшая их часть сохранилась в неискаженном виде. Да и могло ли быть иначе, если сама Императрица Екатерина, а позднее и Николай I вынуждены были соблюдать осторожность, затрагивая вопросы славянской древности.

Короткие высказывания Екатерины Великой и Ломоносова о Славянах мы приводили в других статьях. Здесь же подробнее коснемся как этой страницы отечественной истории, так и исследований русских ученых более позднего времени.

Екатерина II о Славянах в своих «Записках касательно русской истории» утверждала: «… славяне древнее Нестора письменность имели, да оные утрачены и ещё не отысканы и потому до нас не дошли. Славяне задолго до Рождества Христова письмо имели».

Русские историки о Славянах - Екатерина II

Императрица вела переписку с Вольтером, Дидро и многими другими просвещенными европейцами того времени, в которых высказывала свои мысли, в том числе, и об истории России. Но наиболее ярко это отразилось в уже упомянутых «Записках касательно русской истории…», приведем из них некоторые выдержки:

У греков имя Русь задолго до Рюрика знаемо было.

Северные иностранные писатели именуют древнюю Русь разными именами, яко то: Бармия или Перми, Гордорики, Осторгардии, Хунигардии, Улмигардии и Холмо-гардии.

Латины русь именовали рутении.

Полуденные историки сказуют о русах, что издревле морем с торгом в Индию, Сирию и до Египта ездили.

Закон, или Уложение древнее русское, довольно древность письма в Русии доказывает. Русы давно до Рюрика письмо имели.

Сказывают, будто русы Филиппу Македонскому, еще за триста десять лет до Рождества Христова, в войне помогали, також и сыну его Александру, и за храбрость от сего грамоту, золотыми словами писанную, достали, которая будто в архиве султана Турецкого лежит. Но понеже архивными бумагами бани султанские топят, то вероятно, что и сия грамота к тому же давно употреблена, буде тамо лежала.

О варягах русские древние писатели нередко упоминают, яко славянам единоплеменном народе.

Нестор точно сказывал, что поляне, древляне, бужане, радимичи, вятичи, хорваты и дулебы от греков называемы были великая Скифия.

О нраве и обычае древних скифов сказывают, что дружбу весьма почитали и за честь и славу ставили помогать друг другу во всякой нужде и опасности. Золото и драгоценные каменья пренебрегали, а почитали только добродетели.

М.В. Ломоносов о Славянах сообщал множество уникальных сведений, никак не вязавшихся со славянофобскими работами ученых-иноземцев (Миллера, Шлецера, Байера и других). Он, как и Татищев, имел возможность пользоваться древними источниками, многие из которых были затем утеряны. Мало того, в первоначальном виде почти не сохранились исторические труды ни Ломоносова, ни Татищева. Все они подверглись сокращениям и «правкам» со стороны все тех же ученых-русофобов. Но все равно, в их трудах сохранилось множество жемчужин, которые так и не удалось вымарать, возможно, потому, что редактуру проводили люди, плохо владеющие русским языком.

Русские историки о Славянах - Ломоносов

Приведем лишь некоторые из высказываний Ломоносова о Славянах:

«Аланов и роксоланов единоплеменство из многих мест древних историков и географов явствует, и разность в том состоит, что алане общее имя целого народа, а роксолане речение, сложенное от места их обитания, которое не без основания производят от реки Ра, как у древних писателей слывет Волга (ВольГа)». Древний историк и учёный Плиний — аланов и роксоланов вместе располагает. Роксолане же у древнего учёного и географа Птоломея — переносным сложением называются аланорси. Имена аорси и роксане или россане у Страбона — «точное единство россов и аланов утверждают, к чему достоверность умножается, что они обои славенского поколения были, затем что сарматам единоплеменными от древних писателей засвидетельствованы и потому с варягами-россами одного корене».

Ломоносов также дает пояснение, почему отсутствуют ранние упоминания Славян: «Имя славенское поздно достигло слуха внешних писателей и едва прежде царства Юстиниана Великого, однако же сам народ и язык простираются в глубокую древность. Народы от имен не начинаются, но имена народами даются… Нередко новым поименованием старинное помрачается или старинное, перешед домашние пределы, за новое почитается у чужестранных. Посему имя славенское, по вероятности, много давнее у самих народов употреблялось, нежели в Грецию или Рим достигло и вошло в обычай».

То есть, исследования Ломоносова – еще одно подтверждение того, что, как минимум, во времена ранней античности славянские народы уже существовали.

Но если имя великого Ломоносова знают все, то русскому историку В.Н.Татищеву повезло гораздо меньше.

Русские историки о Славянах - В.Н.Татищев

В.Н.Татищев

Его «История Российская» была искажена до неузнаваемости. Однако и тут сохранились ценные крупицы знаний, особенно в «изъяснениях», которые прилагает ученый к каждой главе. Приведем лишь некоторые из татищевских пояснений к главе 13 (посвященной греческому историку Страбону), в которых упоминаются славянские племена:

- …как венеды, так и геты были славяне, гл. 35 и 39.

 - Фраки мизами именованы. Это от мешинов славян, пришедших из Пафлагонии и Колхиса, имя произошло, гл. 14, н. 8, гл. 34 и 38.

- … Страбон точно 3 народа славян различает: скифы, сарматы и бастарны

- Геты и фраки один язык имели, следственно славянский, н. 12, но, думаю, после перешествия славян из Колхиса и от Трои, как в гл. 34 показано.

- Триваллы - народ фракийский, в другом месте их относят к иллирикам славянам, хотя многие, но, думаю, неправильно к германцам их причисляют, гл. 14, н. 3, гл. 38.

- Вастарны, или бастарны, были славяне, после с венделетами или вендами перешли в Вандалию, где их Птоломей и Гельмольд полагают, гл. 39, н. 12.

- Яподы, потому что с галлами иллирианами один народ был, бесспорно славяне, но сие имя давно угасло, н. 49. Ныне Албания от горы, н. 49.

- Истры славяне, придя из Колхиса, гл. 14, н. 4, и по Истру поселившись, от греков так именованы, и град при устье Дуная Истрополь был построен милезианами, Плиний, кн. IV, гл. 8, как и Птоломей истров в Нижней Миссии тоже положил. Помпоний Меля область их, кн. II, гл. 2, н. 50, простирает до Днестра, здесь же упомянуто далеко от того в Иллирии. Ныне часть их под властью венециан, а часть к Аустрии относится.

Как видим, множество древних племен – венеды, геты, фраки (они же мизы), скифы, сарматы, иллирийцы, бастарны, яподы, истры и многие другие, занимавшие огромные территории древнего мира, по мнению Татищева «бесспорно славяне». Надо ли удивляться, что бесценные рукописи, которыми владел ученый, после его смерти исчезли в неизвестном направлении.

Русские историки о Славянах - Репродукция В.М.Васнецова «Баян»

(Репродукция В.М.Васнецова «Баян»)

Русские историки о Славянах и в более поздние времена писали революционные по содержанию труды. Такие замалчиваемые до недавнего времени имена как Шишков, Чертков, Воланский, без сомнения, еще займут причитающееся им место. Чертков одним из первых (почти одновременно с итальянцем Чьямпи) предположил возможность прочтения этрусских надписей, используя в качестве ключа славянские языки. Воланскому и Шишкову мы посвятили отдельные статьи, приведем лишь одно из высказываний польского археолога (российского подданного) Тадеуша Воланского:

«Как далеко простиралось в древние времена жительство Славян в Африке, пусть докажут славянские надписи на камнях Нумидии, Карфагена и Египта…»

Это говорит лишь о том, как мало большинство из нас знает о своих древних корнях. Настало время вспомнить о том, что (согласно мнению целого ряда ученых) именно славяно-арийские народы некогда стояли у истоков древнейшего праязыка, именно им обязаны своим существованием практически все известные великие цивилизации, а их собственные истоки надо искать в еще более глубоком прошлом. А также на страницах нашего сайта.

(С другими статьями серии «Великие о славянах» Вы можете ознакомиться на нашем сайте в разделе «Славянское наследие»).

 Источники:

1. Екатерина II. Сочинения / Сост. и примеч. В. К. Былинина и М. П. Одесского.

2. Российская история. Записки великой императрицы, Эксмо 2011

3. Ломоносов М.В. Краткий российский летописец с родословием. СПб, 1760

4. Михайло Ломоносов, Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава

5. От скифов до славян. История Российская во всей ее полноте Василий Татищев

 




Поделиться

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Статьи

Великие о славянах. Часть 8. Запрещенный Тадеуш Воланский

Великие о славянах. Часть 6. Мавро Орбини

Великие о славянах. Часть 5. Средневековые авторы о Славянах

Великие о славянах. Часть 4. Арабские хроники о Славянах

Загрузить еще

Обсуждение

Данный материал доступен только по подписке!
Подписка стандарт - это:
ВСЕ
Фильмы "Осознание"
30+
Выпусков Курсов
250+
Ярких интервью
150+
Рецептов и мастер-классов
300+
Подборка Мультфильмов
500+
Интересных Статей
30+
Курсов
250+
Интервью
500+
Статей
Почему за получение доступа к материалам сайта нужно платить?
А так же мастер-классы, отобраные мультфильмы и фильмы “Осознание”!

Благодарим за ваше мнение!

Нам очень важны ваши мысли по поводу развития проекта.
Мы постараемся учесть ваши пожелания и, при необходимости, свяжемся с вами!

close_popupЗакрыть