Далее на радио
Статьи
В июле 1908 года при раскопках дворцового комплекса древнего города Фест (южное побережье Крита) итальянским археологом Л.Пернье был обнаружен артефакт, над разгадкой которого до сих пор бьются ученые из разных стран мира. Фестский диск (так назвали находку) по праву считается одной из самых интригующих исторических загадок. Его возраст определяют в промежутке от 1700 до 1600 г.г. до н.э., то есть, больше 3,5 тысячелетий. Это керамический диск, на который нанесены уникальные, больше нигде не встречающиеся знаки. Поскольку знаки эти вписаны в спираль и явно разделены на группы, ученые предполагают, что это некий текст и вот уже более 100 лет пытаются его прочесть.
Но неужели это до сих пор так никому и не удалось?
Начнем с того, что и по сей день в этой теме больше вопросов, чем ответов, но кое-что удалось обнаружить.
Довольно долго шли споры по поводу происхождения диска. Одни утверждали, что находка не характерна для известных культур Крита (минойской и микенской), другие доказывали обратное. Обратили внимание и на сходство Фестского диска с некоторыми этрусскими артефактами. Наконец, после обнаружения спиралевидной надписи на древнем перстне (1927 г.), фрагменте текста на секире (Аркалохори, 1935 г.) и отпечатка одного из знаков (1970 г.) гипотеза о критском происхождении находки стала наиболее популярной.
Поясним, почему возникли такие трудности с текстом из Феста. Когда мы сталкиваемся с неизвестными языками, очень важно, чтобы в распоряжении исследователя было множество надписей. Тогда больше вероятности уловить в знаках некую систему. Поэтому секира и перстень стали настоящим подарком. Если на них те же знаки, может, найдутся и другие предметы?
И все-таки, что же такое Фестский диск? И почему, несмотря на то, что вариантов его прочтения на сегодня более чем достаточно, в этом вопросе еще рано ставить точку?
Существует множество версий, каждая из которых имеет право на существование. Перечислим их. Итак, есть мнения, что загадочный диск это:
- древний календарь;
- прообраз математического языка для древнейшей вычислительной машины;
- неизвестный лингвистам текст;
- информация о каком-то древнем роде;
- музыка;
- информация о звездах и др.
А быть может, загадочный артефакт вмещает в себя все перечисленное?
Давайте подробно проанализируем одно из этих предположений.
В пользу того, что это все-таки текст, говорит то, что одни и те же знаки повторяются неоднократно в различных сочетаниях в четко обозначенных группах. Всего знаков насчитывается 45 и составлены они в 31 группу на одной стороне диска и в 30 групп – на обратной. Знаки эти представляют собой рисунки, что, в некоторой степени, роднит их с египетскими иероглифами.
В свое время этим артефактом занимались многие ученые: Артур Эванс, Эдуард Мейер, Алессандро Дела Сета. В России первым заинтересовался загадкой диска известный этрусколог А.Бекштрем.
Что и говорить, с момента обнаружения находки было предпринято множество попыток расшифровать этот текст. Подавляющее большинство исследователей пошло по пути присвоения этим знакам тех или иных буквенных соответствий.
Так немецкий филолог Дерк Оленрот предпочел греческий язык.
Читая диск от центра к периферии, он обнаружил на обеих его сторонах осмысленный текст культового характера. Так, на одной из сторон были предписания по ритуалу поклонения богине Деметре:
Согласитесь, резонные возражения.
Интересны работы болгарского академика Владимира Георгиева, известного специалиста по этрусским и фракийским текстам. Георгиев предложил свои буквенные соответствия, но уже на славянской основе, и опубликовал следующий вариант прочтения:
Широко известен перевод Г.Гриневича, занимавшегося также дешифровкой рун западных славян, письменности Крита, этрусскими и древнеиндийскими текстами. Он предположил, что текст соотносится с древнерусским языком.
В его версии соответствия выглядят так:
На их основе Гриневич читает диск следующим образом (даем вариант, адаптированный к современному русскому языку):
Подобные результаты, только несколько ранее, получил еще один русский исследователь, П.П.Орешкин.
Евгений Копарёв, исходя из тех же предположений (что читать текст диска нужно на древнерусском), приводит другой текст:
Интересно, что все знаки были впечатаны в сырую глину, и лишь потом диск прошел обжиг. То есть, изготовитель артефакта имел 45 печатей, с помощью которых составил этот текст. Но ведь это же прообраз типографского набора шрифта! Заметим, что ничего подобного до этого не существовало, древние ассирийские знаки-печати появятся лишь спустя 500 лет.
Вполне возможно, что глиняный диск – лишь слепок с металлического, например, золотого, медного или серебряного.
Что еще обращает на себя внимание - текст написан не сплошь по спирали. И с той, и с другой стороны совершенно очевидно есть внешняя строка, идущая по ободу диска, и уже в ее ободе идет спираль, имеющая три витка. Возможно, что эта ободочная строка является отдельной в смысловом наполнении, что-то вроде девиза, заголовка или пояснения.
Далее, группы знаков расположены в интересном числовом соответствии: внешняя строка имеет 12 групп. Там есть четкая разделительная фаза, на нее же ориентирован и центр спирали. Если, исходя из этого, отсчитывать витки спирали, то малый виток спирали включает 3 группы, средний - 6 групп, а самый большой - 9 групп.
Иными словами, Фестский диск таит в себе еще немало загадок.
Еще раз рассмотрим его внимательно. Особенно следует обратить внимание на увеличенный сектор, где несколько раз встречается прорезной диск, аналогичный обнаруженным при раскопках в Костенках и Сунгире. Не правда ли, сходство очевидно? Все это не может не наводить на соответствующие размышления.
Вспомним, что у наших Предков было несколько видов письма, включая тайное. Возможно, мы и на этот раз столкнулись с зашифрованным посланием, окончательная разгадка которого – дело будущего.
Источники:
1. Андреев Ю. В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III — начало I тысячелетия до н. э.). — СПб.: Дмитрий Буланин, 2002. — 864 с. — ISBN 5-86007-273-2.
2. Бацалёв В., Варакин А. Тайны археологии. — М.: Вече, 1999
3. Бекштрем А. Г. Загадочный диск // Журнал Министерства народного просвещения. — 1911. — № 12
4. Грумах Э. К происхождению Фестского диска // Вестник древней истории. — 1968. — № 2
5. Добльхофер Э. (нем.)русск.. Знаки и чудеса. — М.: Вече, 2004
6. Кондратов А. М., Шеворошкин В. В. Когда молчат письмена. — М.: Наука, 1970
7. Молчанов А. А. Таинственные письмена первых европейцев. — М.: Наука, 1980
8. Откупщиков Ю. В. Фестский диск: Проблемы дешифровки. — СПб.: Издательский дом СПбГУ, 2000
9. Гриневич Г. С. Праславянская письменность. Результаты дешифровки. — М.: Общественная польза, 1993
10. Дмитриенко А. Памятники слогового письма древних славян: Этрусские надписи, фестский диск, линейное А и Б. — М.: Белые Альвы, 2001
Поделиться
Нам очень важны ваши мысли по поводу развития проекта.
Мы постараемся учесть ваши пожелания и, при необходимости, свяжемся с вами!