Далее на радио
Статьи
Общепринятая историческая версия изображает нам скифские народы этакими воинственными варварами-кочевниками, у которых не было ни собственной письменности, ни городов, а вся их жизнь протекала в походных повозках. И хотя античные и более поздние авторы действительно описывали нечто подобное, все-таки в их трудах содержится немало других сведений, на которые почему-то не принято обращать внимание. Так, еще Геродот восхищался честностью и отвагой жителей Скифии, тем, что умеют держать слово, что узы дружбы для них священны. Легенды слагались и о скифской взаимовыручке, эти легенды приводили в пример в греческих школах, понимая их воспитательное значение. То есть, еще в те далекие времена в античном мире имели представление о духовных ценностях жителей Скифии. Как известно, именно духовные ценности порождают материальные. Именно поэтому в скифском обществе ценились умеренность, не привязанность к роскоши, способность стойко переносить лишения. Это определяло и быт, и культуру скифов. И это при обилии предметов искусства, которые и сегодня поражают воображение.
Археологические находки, а также исследования антропологов сегодня дают возможность нарисовать картину, гораздо более близкую к реальности.
Начнем с того, что скифские народы одними из первых стали использовать колесо современного типа – а именно, со спицами.
Есть все основания предполагать, что они же его и изобрели. В то время, как по бескрайним просторам скифских земель носились их быстроходные колесницы, чем-то напоминающие знаменитую тачанку. Жители цивилизованного Шумера ездили на богато украшенных повозках, передвигавшихся на цельных колесах. По сравнению со скифскими, они двигались как колымаги.
О скифских всадниках ходили легенды. И это не удивительно, ведь именно в Скифии одними из первых приручили коня, сделав его своим боевым товарищем.
Кони почитались, их окружали заботой, старались защитить во время боя. Боевое убранство коня могло в разы превосходить таковое у его хозяина. Все эти традиции мы наблюдаем у древнеславянских и древнерусских воинов, которые сложно представить без конницы.
Античный мир знал о культуре скифов не только из трудов древних историков. Довольно долго в Греции жил скифский мудрец Анахарсис, кстати, один из семи признанных мудрецов древности. Его идеи в чем-то напоминают воззрения Лао-Цзы.
Он подробно рассказывал о жизни своего народа, его культурных ценностях.
Часть этих рассказов дошли до нас из сохранившихся записей бесед Анахарсиса с греческим мудрецом Солоном, которого настолько поразили ответы молодого скифского философа, что он признал его одним из самых образованных людей того времени и почел за честь стать его другом.
Вопреки устоявшемуся мнению, городская культура скифов не только существовала, но и достигла высокого уровня развития. В хорошо укрепленных городах процветали торговля, ремесла, искусства, чеканились собственные монеты. Торговые и культурные связи охватывали огромные территории. Достаточно сказать, что скифские монеты были обнаружены даже на Камчатке.
Об искусстве этого народа мы знаем по материалам раскопок, особенно богатый материал был найден в царских курганах. Золотые и серебряные пекторали, украшенные фигурками людей и животных (знаменитый звериный стиль) гривны, чаши-братины, гребни, множество женских украшений, бронзовые доспехи – все это великолепие дает нам возможность лучше представить жизнь и быт этого народа.
Скифские курганы сегодня обнаружены не только в Северном Причерноморье, на Кубани и в степях Придонья, но и в Сибири, на Алтае и других регионах. В одном из таких курганов был найден уникальный музыкальный инструмент – прообраз современной арфы.
Материалы раскопок также дают возможность представить, как выглядели древние жители Скифии, которых многие ученые, начиная с Ломоносова, считали предками славянских народов. Так, известный историк-славист Любор Нидерле в своей многотомной энциклопедии «Славянские древности» писал:. «скифы именуемые пахарями и земледельцами … были несомненно славянами», и даже утверждал, что скифы-земледельцы «не могли быть никем иным, кроме как предками восточных славян».
Но ведь земледелие являлось одной из важнейших составляющих жизни народа, берущего свое начало от легендарного предка скифов-сколотов – Колоксая, о чем свидетельствуют древние мифы. Недаром среди даров, посланных свыше Колоксаю и его братьям, была золотая мотыга для возделывания земли.
В правоте Л. Нидерле убеждает также сходство как воинских, так и культурных традиций. Древняя лепная керамика Скифии покажется нам знакомой – такую до сих пор можно встретить в наших деревнях.
Скифская одежда (длинная рубаха, штаны, кафтан, островерхие шапки) напоминает древнеславянскую и древнерусскую.
Обычай украшать дома резными коньками был еще в городах Скифии. Наконец, банная традиция имеет те же корни. Дольше всего традиционная скифская одежда сохранялась в казачестве. А шаровары с лампасами казаки носят до сих пор, и это при том, что с момента появления лампасов прошли тысячелетия. Еще один важный момент – пояс. Эта деталь одежды, как и у славян, считалась знаковой и обережной. Достаточно сказать, что на всех скульптурных изображениях скифских царей и воинов четко обозначены пояса. О значении пояса у славянских народов давно известно, этому посвящены многочисленные труды историков и этнографов.
То есть, налицо прямая преемственность. После всего сказанного вряд ли кого-то удивит, что в древности территория Великой Скифии практически совпадала с границами Российской Империи, а позднее – Советского Союза. Культурное наследие скифских народов вошло в плоть и кровь славянских традиций, которые мы по праву считаем
Поделиться
Нам очень важны ваши мысли по поводу развития проекта.
Мы постараемся учесть ваши пожелания и, при необходимости, свяжемся с вами!